Отделение народной культуры
Народные праздники
[ [ [ [
[ [ [ [ [ [ [ [
[ [ [ [
[ [ [ [
[ [ [ [ [ [ [ [ [ [ [ [
        О плетении венков на Зеленые Святки
Подборка сделана: Ириной Валерьевной Бобошиной, руководитель класса "Повивальня" Отделения народной культуры Заповедника народного быта.
        На гулянии "Зеленых Святок" в Заповеднике народного быта у нас много совместных дел, одно из них – это плетение большого венка на всех, этот обряд был распространен в частности в Ивановской области, Шуйском районе, его называли: Мировое кольцо. Когда венок сплетен, все участвующие в гулянье берутся рукой за него и водят хоровод.
Делают обычно венки молодые девушки, и старшие женщины.
Так же во время Летних святок плели венки и для себя. Кроме того, что венок украшаеть во время гулянья, его можно использовать для гадания, обычно гадали девчонки на жениха. Так же он обладал целебной силой, его можно было хранить, а потом заваривать и мыться в этой воде, чтобы избавиться от недуга. Для плетения венков нужны ленты.
Какие делают венки, как их делают, как их используют, как гадают, что приговаривают во время плетения и гадания очень хорошо описано в книге:
Русский праздник. О.Г. Баранова, Т.А. Зимина, Е.Л. Мадлевская, А.Б.Островский, Н.Н. Соснина, В.Г. Холодная, И.И. Шангина.  С-П 2001г. Стр.592-596.
«В русской традиции известны венки двух видов: обычные (трявяные, цветочные и т.п.) и закрученные на ветках растущих и реже срубленных берез. В ряде мест «венком» называли Троицкую березку (Московская губ., Забайкалье).
Венки на деревьях делали чаще всего в Семик. Для этого участницы обряда – девушки и молодые женщины – собирались в лесу и выбирали молодую березу, реже -  ракиту, ветви которой заплетали в виде кольца. Также венок изготавливали из ветвей растущих рядом молодых деревьев: березы, липы, дуба, клена или, что отмечалось чаще, только берез. Обычно их украшали и скрепляли живыми цветами и травами, лентами (красными и розовыми) и полотенцами. Термин «венок» нередко использовался для обозначения переплетенных ветвей берез.
Венок девушки завивали сообща один на всех или парами, а также индивидуально: каждая для себя. Общий венок в некоторых местах отличался большими размерами (Владимирская, Смоленская, Калужская губ.) В Переславль – Залесском такой венок, завитый из вершин двух-четырех деревьев, называли «мирским кольцом». Венки, изготовленные каждой парой девушек или каждой девушкой в отдельности, располагались на одной, выбранной всеми, большой ветвистой березе или их завивали в укромном месте, на отдельно стоящем дереве, нередко тайком от подруг.
Венок использовался в обрядах кумления, крещения и похорон кукушки, вокруг него водили хороводы. Через венки девушки попарно целовались, обменивались подарками. (…)
Заплетая венки (парные и личные), девушки задумывали желание или загадывали на будущее:
 
Мы завьем венки
Мы на все святки,
Мы на все святки,
На все празднички,
 
На все празднички
На Духовые,
На Духовые,
На венковые.
 
Пойдем, девочки,
Завивать веночки!
Завьем веночки,
Завьем Зеленые.
 
Стой, мой веночек,
Всю недельку зелен
А я, молодешенька,
У весь год веселешенька!
 
В некоторых местах девушка делала несколько венков: на себя и на своих родственников, на своего жениха. При плетении припевала:
 
Вью, вью колечко
На батюшка,
Другое колечко,
На матушку,
Третье колечко
Сама на себя,
Четверто колечко
На своего старика.
 
В течении недели или более венки не трогали, старались даже не подходить и не смотреть на них. По прошествии определенного срока (в Калужской губ. Венок висел на березе чуть менее года) девушки возвращались к завитым на березах венках и внимательно осматривали их: увядший, развившийся венок сулил смерть или девичество (в некоторых местах наоборот , счастливое и скорое замужество). После гадания венки обязательно расплетали. (…)
Повсеместно венки являлсь основным головным украшением молодых девушек в Троицу и в духов день. (…) В венках водили хороводы, кумились, молилисьв церкви, гуляли, совершали различные обряды с Троицкой березкой, а также обрядовую трапезу. Иногда их носили в руках или вешали на шею. Венок был непременным атрибутом молодежных игр и хороводов, ряженья, нередко единственным его знаком. В Белгородской области участницы хоровода плясали, повесив венки на запястья рук. В орловской губ. Хороводы водили вокруг ритуального каравая, который девушки украшали венками. В г. Чухлома Костромской губ. В Троицкой игре под пение «Александровской березы» каждая девушка по очереди после слов «красна девица душа, выбирай молодца», протягивала понравившемуся парню свой венок. В Саратовской губ. Девушка надевал венок на голову парня, победившего в каком либо состязании. (…)
 
По окончании праздника девушки шли к реке ( или к другому ближайшему водоему ) и бросали венки в воду. В Зарайском у. Рязанской губ. Девушки, слегка наклоняясь, скидывали венки с Гловы, стараясь не дотрагиваться до них руками и становясь к реке спиной. Там же, прежде чем бросить венок на середину реки, клали его на воду и поочередно умывались из него. В Симбирской губернии венки бросали в воду с зажмуренными глазами. Пуская венки по реке, девушки загадывали о будущем: утонет – к смерти или милый изменит; куда поплывет в той стороне жених и будет; сойдется с другим к замужеству.
 
Венок мой березовый
Плыви-не утони,
Счастье, несчастье
На год покажи.
 
В Калужской губ. бытовал обычай, согласно которому парень, желавший жениться, должен был вытащить из воды венок полюбившейся ему девушки. В некоторых местах сохранилась более архаичная форма гадания: утонувший векнок предвещал скорое замужество.
 
Пойду на Дунай на реку,
Стану на крутом берегу,
Брошу венок на воду;
Отойду подальше погляжу:
Тонет ли, не тонет ли
Венок мой на воде?
Мой веночек потонул-
Меня милый вспомянул:
«О свет моя ласковая,
О свет моя приветливая!»
 
В народе говорили, что тонет тот венок, в который было вплетено больше цветов и который, стало быть, обладал большей продуцирующей силой (Рязанская губ).
(…)
В некоторых местностях России Т. В. Хранили у икон, используя его в качестве оберега и лечебного средства. В Калужской губ. Т.в. опускали в воду, которой затем мыли детей, чтобы они не хворали. В Белгородской обл. венки приносили домой и вешали их «…где-нибудь. Он высохня, а потом (…) может какая-то боль приключиться, заболит. Это у нас такой обычай, - его кидают в воду, закипятят, откипятят етовсе что у него есть, какие цветы, какая трава. Она ш самая святошная, и купаются в ней» (Конухова А.Б., Теплов В.Н., 1996г.) ».
 
© Заповедник народного быта
pismo@zapovednik.ws