Отделение народной культуры
Народные праздники
[ [ [ [
[ [ [ [ [ [ [ [
[ [ [ [
[ [ [ [
[ [ [ [ [ [ [ [ [ [ [ [
Святки 2013
 
Святочное гулянье в Заповеднике.
31.01.2013
 
5 января в Заповеднике народного быта прошло празднование Святок
 
Рассказывая о прошедшем святочном гуляньи в Заповеднике, я бы хотела поделиться открытием, который, возможно, сделали многие участники гулянья. Для меня оно стало той вершиной, с которой сейчас я пытаюсь рассмотреть огромное, разнообразное, играющее разными цветами и голосами наследие нашего народа. Его надо еще суметь разглядеть - и в описаниях исследователей, и в самих действиях носителей народной культуры, которые не могут эти действия объяснить иначе как «так делала моя мама - делаю и я» или «не нами заведено, не нам и менять».
Открытие это сделано, благодаря работе Скомороха, которую он провел накануне гулянья. Работа была посвящена подготовке дружины гулянья стеночного боя, который мы как обычай устраиваем на всех наших гуляньях, и постановке задачи на праздник - перед его участниками. Задача была такова – играть те, возможно, странные на взгляд человека современной культуры, игры, которые будут твориться на святочном гуляньи и попробовать наблюдать за тем, как в какой-то миг вдруг будет словно затаскивать в другое пространство. Это другое пространство будет ощущаться явно. Это ощущение может пропадать, потом опять появляться. И если его созерцать, то можно заметить, как на наших глазах будет происходить то, что видел народ и чему посвящены Святки – обновление мира.
 
Открытием стало и то, что не надо наполнять каким-то дополнительным смыслом обрядовые игры, как делают многие любители народной культуры, пытаясь подчеркнуть глубину и значимость обрядовых игр или действ народа. Часто они привносят, как правило, свои смыслы, как раз уводя от настоящего понимания народной Игры.
Народная обрядовая Игра –  проста. Из чего состоял наш народный праздник? Ну, вместе помянули у костра своих ушедших… Ну, обошли всех с колядками и пожелали друг другу блага… Ну, подрались… Ну, сошлись в стенке бабы и мужики, и бабы, конечно, для победы использовали свое самое надежное «орудие»… Ну, взяли снежную крепость. А что ее не взять – она же снежная! – Самые простые, бытовые действия. И именно эти действия несут тот сакральный смысл, который стремятся разгадать исследователи народной культуры, который является зовом для тех, кто хочет познать себя русским в широком смысле этого понятия.
Простые, бытовые действия - самые что ни на есть сакральные действия, так как мы ими живем. Ради них мы пришли на землю и через них мы проявляем свою главную задачу воплощения.
 
Именно эти действия берег народ, следя за тем, чтобы они обязательно были отыграны в свое время. Эти действия стали обрядами – неизменными и повторяющимися действиями. Из года в год, из века в век.
Слово «обряд», как и «порядок», «ряжение», «рядиться», «наряд», имеет в своей основе корень «ряд», происходящий от древне-русского слова «рота», означающего клятву, или договор с клятвой, и индоевропейского слова «рита» - «мировой закон», что включает в себя мировой порядок, мировое устроение. Значит, обряд хранит действия, поддерживающие то устроение, тот порядок, который был заложен в само основание мира во времена начала начал богами-творцами этого мира. И до тех пор, пока эти обряды живы, в этот мир будут приходить боги, несущие народу Благо.
Фото  Николая Кузнецова
На гуляньи я пыталась наблюдать, как меняется мир вокруг меня, разворачиваясь словно из одной точки и распространяясь все шире и шире. Только что была я и люди вокруг меня – одни. И вдруг, запуская какую-нибудь игру с продажей и поиском жениха для ряженой козы или взятие снежной крепости, люди становятся другими. Их не смущает, что коза  – деревянная, а гарцующие перед снежной крепостью «лошади» - ряженые люди. Мир меняется. Торг за козу идет жаркий. Несколько покупателей торгуются по-настоящему, а народ с упоением приветствует купца-победителя, который вмиг провозглашается женихом. А кем же еще – ведь на то он и купец, чтобы товар выбирать. И уже играется свадьба…
А торжественный марш потешных музыкантов и гарцевание казачат на ряженых конях перед стенами снежной крепости, которая через несколько минут будет взята? Разве это игра? Это Игра.
 
Наблюдала за тем, как втягиваются люди в Игру. Одни словно пытаются узнать что-то, что проявляется Игра. Они еще во внешнем круге, приглядываются, вспоминая что-то. Другие, бывалые охотно и просто включаются в Игру, словно «тут и живут». Я удивляюсь, насколько метки их выражения, насколько слаженно катится общий самокат шуток, подколок и ответов на них. Как мы звучим!
Невольно откуда-то из другого пространства моего сознания проплывают вопросы: Откуда мы все это знаем? Что за мир проявляется через нас?
  Этот мир становится ощущаем. Пусть  еще временами, но он ощущается. И его хочется беречь и хранить. 
 
Дальше я расскажу о тех обрядах, которые мы играли. Но перед тем, как перейти к обрядам, обращу внимание на то, что можно увидеть только в Заповеднике. Это – второе рождение музейных вещей. 
 
Светлана Пигарева
руководитель Отделения народной культурыы
© Музей-Заповедник народного быта