Отделение народной культуры
Народные праздники
[ [ [ [
[ [ [ [ [ [ [ [
[ [ [ [
[ [ [ [
[ [ [ [ [ [ [ [ [ [ [ [
Празднование Святок в Музее-Заповеднике 2012

AutoViewer requires JavaScript and the Flash Player. Get Flash here.

      
4 января в Заповеднике народного быта прошло празднование "Святок". 
        Перед тем, как написать рассказ о прошедшем святочном гуляньи в Заповеднике, я заглянула в словарь В. И. Даля за объяснением значения слова «Гулянье». Вот какие значения там даны:
        «Гулять, гуливать, разгуливать, прогуливаться, прохаживаться, проминаться; ходить, иногда и ездить, без дела, для прогулки, отдыха, движенья // Быть без дела, праздным; ничем путным не заниматься, лентяить.// Посещать, навещать знакомых. Гуляй к нам о праздники.Проводить время в прогулках, увеселениях, попойках… Гуляй, да дела не забывай. Молодец гуляй, да сам себя знай (не забывай). Пошла гулять! Пошло дело!... Гулянье действие по гл. прогуливанье, праздношатательство; свобода от дел. Гулянье, то же, но бол. употр. в  знач. места и сборища, в известный день, для общей прогулки пешком, поездом».
(В.И.Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.1. – М.:Русский язык, 1999. – с. 407)
     
        Мне очень понравилось «праздношатательство». Оно отражало то, что мы делали в заповеднике в день гулянья.
        Наверное, если посмотреть на нас с высоты, мы были похожи на муравьев, которые безостановочно куда-то идут, что-то несут, кого-то тащат, что-то устраивают в своем муравейнике. Мне видится важным то, что есть возможность перед большим делом (а наши гулянья в Заповеднике проходят четыре раза в год, перед большими семинарами, на которые съезжается много людей со всей страны), вот так посвятить день праздному шатательству со своими друзьями, выпуская излишки силы в различных играх и плясках, разминая свои тела в стенке и молодецких забавах, смеясь и напеваясь (если можно так сказать про пение) от души. Наш народ был мудр, посвящая более трети своего года праздношатательству. Остановиться в стремительном потоке дел для того, чтобы быть на какое-то время быть от них свободным и предаться праздности – было необходимо.
        Зачем? Что давало это состояние? С точки зрения тела – это лишние хлопоты. Ведь гуляли раньше с размахом, готовя праздничную еду – не только она свою семью, а и для тех, кто придет к тебе под окно величать и приглашать в твой новый мир благо, для тех, кому судьбой предписано скитаться и жить подаяниями, для тех, кто состоит с тобой в родстве.
        Мы – участники экспедиции к некрасовским казакам – рассказывали, как были в высшей степени удивлены обилием еды, которую те готовили на пасхальный стол. Они готовили так, чтобы потом вся родня могла кормиться с этого стола неделю. Это - сохранившийся у некрасовцев русский обычай. А если посмотреть на эти хлопоты с точки зрения Души?
        Народ считал: пришел праздник – и ты должен встретить его с открытой душой. Сдержанности, скупости тут не должно быть. Эти качества народом не ценились, и колядовщики, обходившие дома, грозили скупцам вывести корову со двора и замарать окошки, если те не проявят щедрость к ним. И этим угрозам было основание, заложенное еще во времена магии, где видели, как с колядовщиком, кличущим Коляду или Овсень, приходит Благо. Скупость, жадность мешают проявиться душе. Как открытая душа сочетается с обилием пищи –  отдельная тема исследования. Упомяну лишь, что крестьянский уклад включал в себя понятия  достатка, благодаря которому ты мог принять щедро разных гостей, которые принесли в твой дом счастье и благо.   
        Зачем народ проводил треть своей жизни в ничегонеделанье – в свободе от дел? Для меня до сих пор это вопрос. Причем, это состояние ленью, которая в наше время часто передается как желание полежать на диване,  не назовешь. Народные праздники наполнены огромным разнообразием всевозможных обрядовых действий, игр, состязаний, где не поленишься.
        Одно перечисление игр и обрядов наших Святок уже вызывает удивление. Когда в конце дня мы все – участники и гости Гулянья - стали вспоминать, что мы прожили за этот день, были удивлены обилием происшедшего:
        - обход домов и пение колядок колядовщиками,
        - приготовление обрядовой пищи и поминовение своих ушедших,
        - игры у костра и вождение огненного змея,
        - состязания и забавы в любках,
        - игры ряженых,
        - игра
        - святочная стенка,
        - гадание на пироге,
        - взятие снежной крепости,
        - пение и плясы.
        К тому же в Гулянье естественным образом как неотъемлемые части вплелись конференция «Морфология обряда» - в этот раз была проведена очередная встреча мастеров гончарного дела «Глиняная лампа» - и ристания, в которых шли бои рукопашников – от тех, кому за 2 года и до … Самый настоящий турнир – с выявлением победителей, отборов на другие ступени турнира, награждением грамотами - стал частью большого народного праздника.
        Ничего себе – ничегонеделанье, праздношатательство! С одной стороны, в этом действии не было лени – столько сил было потрачено на то, чтобы от души отыграть все игры и состязания, столько охоты пролилось в праздник, что под конец дня пояилась усталость и чувство опустошенности,  но, с другой – делом это, кроме как для тех, кто готовил и проводил праздник, не ощущалось.  Ну, какое же это дело – гулять Святки?
        Да, есть еще, что нам открывать в народной культуре. Для меня стало однозначным то, что гулянья, которые мы устраиваем в Заповеднике – не просто праздник ради забавы. Это – часть воссоздаваемой или создаваемой заново на основе – увы, уже во многом  неведомой нам народной культуры – культуры познания себя. Культуры, в которой будут хранится ключи к тому, как устраивать свою жизнь счастливой, крепкой и богатой. В общем, такой, которую желают колядовщики:
А во этом во дому
Живет хозяин, как в меду.
А хозяюшка – как оладушка.
© Музей-Заповедник народного быта