Отделение народной культуры
Народные праздники
[ [ [ [
[ [ [ [ [ [ [ [
[ [ [ [
[ [ [ [
[ [ [ [ [ [ [ [ [ [ [ [
Святки 2013
Святочное гулянье в Заповеднике. Вторая жизнь музейных вещей
31.01.2013
Фото О. Ляшковой и  Н. Кузнецова
 
 
В народных сказках есть сюжет о волшебных вещах, которые обретают свою жизнь в руках того, кому они действительно нужны. Обычно такими обладателями становятся герои. И вещи, которые в чужих руках чаще не больше, чем обычные вещи, в руках героя помогают ему стать счастливее.
О героях я говорить не буду, а вот о вещах, которые обретают жизнь, попадая в пространство наших праздников, я немного расскажу.
 
До того, как я стала проводить заповедные гулянья, я даже представить себе не могла, что музейные экспонаты, которые, как правило, спрятаны под замки или как-то огорожены, с обязательной надписью «руками не трогать», могут быть задействованы в живом празднике.
Для нынешнего святочного гулянья из хранилища Музея нам выдали, по распоряжению Скомороха, несколько вещей, которые воспринимались чем-то правильным в гуляньи. Они несли свой дух, который давал особую краску в общем полотне праздника. Они были знаками мира святочной Игры.
 
  Наши скоморохи были обеспечены для музыкальной Игры разного размера духовыми. Одних рожков было четыре – разного размера, издающие разные звуки – для Игры это было самое то.

AutoViewer requires JavaScript and the Flash Player. Get Flash here.

Игру на гребне, причем, не на гребенке-расческе, а на настоящем гребне, на котором наши бабушки чесали лен и шерсть перед прядением, думаю, встретить редко кому удается. В Заповеднике можно не только увидеть, а и научиться играть на гребне - так, как играли в свое время на праздниках в Курской области. Такое умение привезли наши этнографы, работающие в Курской экспедиции, обучившись ему у местных бабушек.
Венцом живых музейных вещей на гуляньи стал ошейник с огромными бубенцами. Раньше его надевали на лошадь. На гуляньи право его носить получил  главный мастер-пушкарь для снежной крепости.
В Музее собирается коллекция игровых вещей. Вот эта странная вещь, похожая на маленькую палицу – наверняка была сделана мастером не для серьезных занятий. Кто-то, возможно, пошутил или сделал определенно для игры.
На нашем же гуляньи эта вещь естественно вписалась в общий образ – Святки же!
Наше музейное собрание обрядовых вещей год от года прирастает новыми экспонатами. А эти две козы – украшенный цветными нитями и «балабонами», ухват и деревянная коза – самые первые представители собрания обрядовых вещей народного календаря. Обходы с козой – во многих местах обязательная часть святок, так как коза – это одно из божеств, несущая плодородие и сытую жизнь.
 
Где коза рогом – там сено стогом,
Где коза ногой – там жито копной.
 
Козу-ухват в свое время делала я – по образцу святочной «козы» белорусов-самоходов, переехавших на Урал. С ней совершались обходы колядовщиков.
Вторую делал Скоморох. Она – игровая. У нее свой норов. Норовит она, обычно или девок погонять, или купца найти, то есть, ей купца ищут, чтобы от нее поскорее избавиться, а купцу пожелать тихого счастья с козой…
В общем, коза она и есть коза.
© Музей-Заповедник народного быта