Отделение народной культуры
Народные праздники
[ [ [ [
[ [ [ [ [ [ [ [
[ [ [ [
[ [ [ [
[ [ [ [ [ [ [ [ [ [ [ [
Покров в Заповеднике 2009
        На нашем Гулянии мы воспроизводили осенние обряды, завершая обрядами Покрова, следуя рассказам стариков, к которым мы ездим на этнографические сборы, и  описаниям русских ученых, заставших эти обряды в конце 19-начале 20 века, бытовавшими в то время в русском народе и народах, живших с русскими по соседству.
        Началось Гулянье с отыгрывания обряда Смены травы, который мы привезли из экспедиции в коми-пермяцкую деревню Большая Коча Пермского края в августе этого года.
        По рассказам жителей села, этот обряд проводится ежегодно, в Ильин день, 2 августа, и открывает собой осенние обряды.
        «Начинают обряд девушки и женщины. Они собираются за селом, на опушке леса и молча идут в лес.  Идут молча, чтобы леший не забрал голос.  В лесу они кладут на землю по кусочку хлеба – жертву лешему и кружатся по солнцу три раза. Затем  разбредаются по лесу и слушают птиц.Надо услышать пять разных птиц. Кто услышал пять птиц, кричит. Крик женщин, которые проводили обряд, напоминал крик птиц. Как они говорят, крикнуть – подать знак, что леший не забрал голос…
        После крика женщины повязывают с  заговором на деревья по ленточке.
        Затем на поляне в лесу собирают по пять трав или цветов – вместе с корнями.
        Причем, травы или цветы должны быть с семенами.  С этими травами они выходят из леса с песнями, где их встречают мужчины…
        После того, как все заходят в село, они обходят каждый дом, где хозяева должны вынести им пиво или медовуху, в которую сначала обмакивают травы, затем травами обмахивается хозяин и весь дом и пиво выпивается.
        Если в дом входят несколько человек, то все совершают это же действие. Хозяина хвалят за радушие, желают всех благ  и идут в следующий дом.
После обхода всех домов, все идут на берег реки, где разводят костер. Под заговор в костер бросают корни трав ,которые  собрали. 
В землю – цветы и семена.
В реку – стебли, чтобы унесли болезни и невзгоды.
 
Завершающее действие обряда называется «набрать тепло». К костру подходят сначала все женщины, становятся к костру спинами и подолами «загребают» тепло - на зиму. После женщин к костру подходят мужчины и набирают тепло себе под рубахи, становясь к костру лицом.»
(записано С. Пигаревой со слов А.И. Теплоуховой, жительницы с. Большая Коча  Кочевского района Пермского края, авг.2009 г.)
Обряд Смены травы, как рассказывали нам коми-пермяки, перетекает в общее веселье с плясами, играми и состязаниями – ведь тепло надо сохранить на всю зиму. Поэтому наши плясы были жаркими.
 
И, конечно, не обошлось без состязаний и стенки. Надо сказать, что стеночные бои на Покров –  важный обряд. Это – последняя в году стенка. Следующая будет только на Масленицу. И окропить первый снежок кровью считалось в народе хорошим знаком. Возможно, кровь на чистый снег связана со свадебной обрядностью – но как именно связана– это надо исследовать отдельно.
А  на нашем гуляньи состязались холостые и женатые.
Как описывают исследователи, часто именно холостые начинали поддевать женатых, вызывая их на состязания.
       «По свидетельству очевидца, «к числу развлечений должно отнести борьбу, которую затевают парни с мужиками. Сами мужики борьбу затевают очень редко. Обыкновенно парни начинают подтрунивать над мужиками, желая их вызвать на борьбу. Парень подходит к мужику и говорит ему что-нибудь обидное, например: "Я чув (слышал – И.М., И.С.), што тебя намеднись баба отлупила, да из бороды чуть волоссё всё не выдрала, оттово у тебя борода-то и редка теперича, чай ты поди-ко голосом выв". Или: "Про тебя бают, што баба тебя с покоса сжила (обогнала во время косьбы - И.М., И.С.)". Подобного рода насмешки сильно оскорбляют мужика. Он обыкновенно отвечает: "Ты-то што, малокосос лизёт! Ведь я как старину-то вспомню, да тряхну костями-то, то ведь эких-то, как ты, мне пятка не хватит. Маткино молоко на рыле-то еще не обсохло, а туда жо лизёшь. Я тебя в бараний рог согну!" "Не врёшь, дак правда, а давай-ко, коли не бахвалишься, дак поборемся".
 
Мужику стыдно отказаться от своих слов, притом он боится насмешек и соглашается вступить в борьбу с парнем.»
(И.А.Морозов, И.С.Слепцова. Мужские игры и развлечения на русском Севере. // Мужской сборник. – М., 2001. – с. 209-210.)
 
Поддевки и подколки перемежались с частушками под драку. А поединки перетекли в стеношный бой. И состязания, и стенка проходят на наших праздниках «в любках» - то есть, между друзьями, где самое главное – наслаждение от совместного движения, любование красотой решений противника и в то же время, это живое, яростное действие, где невозможно остаться безучастным.
 
На Гуляньи мы воспроизвели несколько обрядов, бытовавшими у русских, на Покров.
 
Прежде всего, это обряд поминовения родителей – так называют в народе предков. Поминовением предков начинаются многие праздники, особенно те, что связаны с переходом в новое время.
Как принято во многих местностях на помин пекут блины или «блинцы». Первый блинец обязательно кладут на печь, выносят на крышу, «отдают» костру – «родителям». Остальные раздают родным, близким или просто встречным – «помянуть». Этот обряд мы проводили у костра, в котором сжигали корни травы.
 
Еще один обряд, который ранее нес обережное значение, предохраняя людей и скот от болезней и общественных невзгод, а позже, к началу 20 века сохранившийся как Покровский обряд, был обряд с обыденным полотном или обыденной пеленой.
Мы его воспроизводили на основе описания этого обряда Дмитрием Константиновичем Зелениным – известным русским этнографом.
 
«В назначенный день собираются все девушки села в одну избу, и каждая с собой приносит по горсти льна. Они дружно, но в глубоком молчании принимаются за работу: прядут лен, снуют основу, ставят кросна и ткут полотно. Когда полотно готово, все жители выходят за деревню и обходят вокруг нее, причем, девушки, ткавшие полотно, несут его над головой с заунывным пением: «аюга!» Когда сделают полный обход, то на том месте, с которого вышли, раскладывают небольшой огонь из лучинок, принесенных с каждого двора. Две девушки держат за концы полотно над огнем, а все жители деревни проходят через огонь под полотном и переносят детей и больных. Когда выполнят эту церемонию, - полотно сжигают на том же огне. Все это должно быть проделано в течение одного дня, с восхода до захода солнца» (Богданович 1895, с.168)»
(Зеленин Д.К. Статьи по духовной культуре 1901-1913. М., 1994. – С.194)
Мы попробовали восстановить обряд, бытовавший с.Лобаски Лукояновского уезда Нижегородской губернии, сшив из разных лоскутов в «один присест» наше полотно:
 
«В этом, последнем обряде, таким образом, холст не точится ad hoc (как новый – С.П.), как то мы встречаем во всех прочих описаниях, а сшивается из старых кусков.» (Зеленин, с.198)
 
На Покров отгуливали последний раз в году на улице и совершали переход в дом – на первые посиделки. На улице мы играли в горелки:
   «Гори, гори ясно,
   Чтобы не погасло»
Затем всем народом, зачерпнув угли из последнего костра для того, чтобы отнести их в очаг в доме,  мы пошли в дом – середу, где провели первые посиделки, на которых играли в посиделочную игру «Золото хороню», «Тетерку», загадывали загадки, плясали кадриль «Катерину», пели песни.
Темный проводил ставшие обычаем ристания.
В завершении все угощались приготовленным нашими хозяйками капустными пирогами с узваром.
 
Как отметили водящие и многие участники Гулянья, нынешнее гулянье было на удивление домашним – мне хочется сказать «как в старину» - когда съезжались на совместное празднование родственники, соседи, друзья – те, с кем предстоит прожить новую жизнь, которую открыл Покров.
© Заповедник народного быта