Отделение народной культуры
Народные плясы
[ [ [ [
[ [ [ [ [ [ [ [
[
[ [ [
[ [ [ [
[ [ [ [ [ [ [ [ [ [ [ [
Плясовые игры и танок для праздника
(статья опубликована в Вестнике Общества Русской народной культуры "Большая Медведица" №5, Иваново: Издательское Товарищество "Роща Академии" 2011, с.94-97)
 
Для того, чтобы понять своих предков, и то, как они жили, мы – исследователи народного пляса,  работающие в Обществе Русской Народной Культуры «Большая Медведица» и Заповеднике народного быта -  возрождаем народную культуру. Через понимание того, как трудились наши предки, воевали и праздновали, мы обретаем чувство своих корней и лучше понимаем, кто же мы такие.
По мере своих сил мы возвращаем в нашу жизнь то, что давало силы нашему народу. Плясы и хороводы давали народу возможность набраться сил и улучшить жизнь. Об этом много написано этнографами, а так же мы находим подтверждения этому в рассказах стариков и проверяем сами, уже несколько лет исследуя хороводно-плясовую часть культуры русского народа на наших праздниках и семинарах.
Праздник дарит радость и позволяет прожить миром важные переходы: будь то переход между временами года, или уход воинов в поход, или завершение полевой страды.В нас до сих пор живет желание проживать совместно с близкими свадьбы, проводы в армию, праздники в течение года. А для того, чтобы каждый мог вволю наплясаться и наиграться, наши праздники мы наполняем множеством самых простых игр, плясов, хороводов. Чтобы в них мог войти любой человек, без специальной подготовки.
Я предлагаю вам простые плясовые игры, плясы и хороводы, которые любим и проводим на праздниках. Надеемся, что, прочитав описание, вы сможете завести их со своими детьми и знакомыми, чтобы они жили и в ваших праздниках.
       
           Плясовые игры с платочками
Плат, платок, платочек очень часто в плясах играет важную роль. В наряде некрасовской казачки за поясом заткнуто два белых платочка. Эти платочки - для плясок и для ведения хоровода - «Крыло водить». С платочками у некрасовцев пляшут и женщины, и мужики.
В книге А. Климова «Основы русского народного танца» о плясовом платочке есть такое описание:
«Уже в XI в. на фреске южной башни Софийского собора в Киеве был изображен скоморох, переодетый женщиной, который пляшет с платочком в руке. Немецкий путешественник Олеарий, посетивший Россию в XVIII в., пишет: «У женщин в руках пестро вышитые носовые платки – ширинки, которыми они размахивают при танцах»*.         
Тому, как плясать с платочком, как его держать, отведено в учебнике несколько страниц с рисунками и описаниями. Платочек в народной пляске помогает «многое сказать без слов».  Впрочем, пляшите сами и наслаждайтесь этими играми.
      
           ***
В первой игре все встают в хоровод. А внутрь него выходят две девчонки с платочками. Они пляшут вдвоем и, по знаку между собой, вверх подбрасывают платочки. Парни, что стоят в кругу, должны ловить эти платочки. И двое самых ловких и охочих ловят платки. После этого каждый из них провожает ту девчонку, чей платочек поймал.
Затем парни ходят по хороводу и выбирают ту девчонку, с которой будут плясать.
Выбор свой парень показывает, положив платочек на плечо девчонке и выводя её в круг.  После этого девчонка пляшет с парнем так, что платок «порхает» у неё в руках. А парень в плясе должен завладеть платочком. После этого они целуются, и парень встает в круг. А девчонки снова пляшут в кругу, пока не решат подкинуть вверх платочки.
Эта игра  весела тем, что парень с девчонкой ведут своеобразную игровую битву за платочек, радуя всех, кто на это смотрит. А другая часть, которая всем доставляет радость, состоит  в том, что, если парни ошибаются, то отжимаются все вместе и столько раз, сколько им назначат девушки. Даже если один парень ошибается, то отжимаются все.
А ошибки, за которые парни отжимаются в этой игре, такие:- парни не все бросились к платочку, даже если один замешкался,  - платочек падает на землю,- парни, бросившись ловить платочек, задевают девушек или жестко сшибаются, потеряв игру,- забирая платок, парень толкнет девушку или начнет соревноваться с ней так, что их игра перестанет быть красивой.
При ошибке участники игры, стоящие в круге, сразу говорят об этом. Обычно первые ошибки вызывают у парней браваду - им даже весело показать свою силу, но, когда уже наотжимаются, то начинают на того, кто ошибается, роптать, кричать и учить, охаживая своего товарища под бочину.
 
***
Можно играть в игру попроще.
В кругу пляшет девушка с платочком. Наплясавшись, она подкидывает платок вверх. А парни платок ловят. Тот, который поймал платок, пляшет с ней. После пляски они выбирают новую плясунью, а сами встают в круг.В этой простой игре можно и себя показать, и пару себе приглядеть.

***
«Стенками ходить»
В народе было широко распространено «стенками ходить», или водить танки. Танки напоминают движения ткацкого стана – кросен. Как берда в стенке движутся навстречу друг другу, так и стенки в танке сходятся и расходятся. А потом водящие добавляют игру, и всех остальных захватывает радость и веселье от общего движения.
Мы ходим стенками под песню про пчелочку златую.
          - А пчелочка златая,
А что же ты жужжишь?
А пчелочка златая,
А что же ты жужжишь-жужжишь?
Жаль, жаль, жалко мне,
Что же ты жужжишь.
Жаль, жаль, жалко мне,
Что же ты жужжишь.
Около летаешь,
А прочь не лятишь.
Около летаешь,
А прочь не лятишь, лятишь.
Жаль, жаль, жалко мне,
А прочь не лятишь.
Жаль, жаль, жалко мне,
А прочь не лятишь.
Али ты не любишь Любочку мою.
Али ты не любишь Любочку мою, мою.
Жаль, жаль, жалко мне,
Любочку мою.
Жаль, жаль, жалко мне, Любочку мою.
У моей у любы
А русая коса.
У моей у любы
А русая коса, коса.
Жаль, жаль, жалко мне,
Русая коса.
Жаль, жаль, жалко мне,
А русая коса.
А лента голубая
Ниже пояса.
А лента голубая
А ниже пояса- яса.
Жаль, жаль, жалко мне,
Ниже пояса.
Жаль, жаль, жалко мне,
Ниже пояса.
Мягкие, пуховые сисочки у ей.
Мягкие, пуховые
Сисочки у ей, у ей.
Жаль, жаль, жалко мне,
Сисочки у ей.
Жаль, жаль, жалко мне,
Сисочки у ей.
Сладкие, медовые
Губочки у ей.
Сладкие, медовые
Губочки у ей, у ей.
Жаль, жаль, жалко мне,
Губочки у ей.
Жаль, жаль, жалко мне,
Губочки у ей.
А любить ее можно
–А целовать нельзя.
А любить ее можно
–А целовать нельзя, нельзя.
Жаль, жаль, жалко мне,
Целовать нельзя.
Жаль, жаль, жалко мне,
Целовать нельзя.
- А я к губам прилипну,
А с ыми я умру.
А я к губам прилипну,
А с ыми я умру, умру.
Жаль, жаль, жалко мне,
С ыми я умру.
Жаль, жаль, жалко мне,
С ыми я умру.
- А врешь - и не прилипнешь,
А врешь – и не умрешь.
А врешь – и не прилипнешь,
А врешь – и не умрешь, умрешь.
Жаль, жаль, жалко мне,
Врешь и не умрешь.
Жаль, жаль, жалко мне,
А врешь и не умрешь.
- А пчелочка златая,
А что же ты жужжишь?
А пчелочка златая,
А что же ты жужжишь-жужжишь?
Жаль, жаль, жалко мне,
Что же ты жужжишь.
Жаль, жаль, жалко мне,
Что же ты жужжишь.
Встают для этого танка в четыре стенки. У каждой стенки выбирается водящий – он задает движение. А все, кто стоит в его стенке, чувствуют задаваемое им движение и следуют за ним. Стенки движутся как одно целое. Так бывает не сразу и, как в любом совместном деле, надо друг к другу «притереться», чтобы было легко и водящему управлять, и остальным принимать его управление стенкой.
Начинают этот хоровод с простых сходов.
Четыре стенки встают так, чтобы составить квадрат. Две стенки лицом друг к другу сходятся в середине, потом расходятся. Две другие начинают сходиться тогда, как только первые расходятся достаточно, для их прохода.
Так они могут сходиться несколько раз.Потом стенки подходят к тем, кто стоит сбоку от них. Когда стенки сближаются, то либо топают, либо подпрыгивают с уханием и взвизгиванием. Конечно, ухают чаще парни, а девчонки взвизгивают. Бывает, что при сходе некоторые парочки, находясь в разных стенках, успевают поцеловаться, но это бывает редко, как озорство.
Если движение хоровода разгуливается, то стенки могут, сойдясь в середине, развернуться и поменяться местами.     
 
***
С моими описаниями я предлагаю вам  описания простых плясок, которые можно использовать в своих праздниках. Их сделала Татьяна Демченко.     
 
Анатолий Благодарёв,
руководитель Класса Народного пляса Заповедника народного быта

* Цит по:  А. Климов. Основы русского народного танца. – М.: Издательство. Московского государственного университета культуры и искусства, 2004. – С. 196.
© Заповедник народного быта