Музей
Этносборы
[ [
[ [ [ [ [
[ [ [ [ [ [ [ [ [
[ [
[ [ [ [ [ [ [ [
[ [ [ [
[ [ [
[ [ [
Ивановская область июль 2012
С 25 по 27 июля 2012 года дружина в составе Орловой Л.И и Шатохина О.Н. проводила этнографические сборы среди населения Пучежского района Ивановской области. Задача экспедиции – найти подтверждение того, что одежда, поступившая к нам в музей, бытовала и носилась в этом районе. Расспросить местное население, как и с чем она носилась, по каким дням одевалась.
В ходе экспедиции мы посетили музей города Пучежа, села Илья Высокого, Гусаренки, Кораблёво, Дубново, Первуниха, Петрово и  Сеготь.
В городском музее мы разговаривали с директором Волковой Еленой Ивановной и главным хранителем музея Сергеем Витальевичем. В ходе разговора мы показали платья, пояса и платки поступившие к нам в музей.
В фондах музея подобной одежды нет. Сергей Витальевич высказал предположение, что подобные рубахи-платья могли одеваться на покос, но к ним таких платьев не поступало. На стендах музея выставлена одежда из Юрьевецкого района Ивановской области (бывшей Костромской области) – два сарафана домотканых, пестрядинных, белая рубашка-холодник, платок, женский костюм и ротонда- короткая верхняя теплая женская одежда.
В селе Илья Высоково мы встречались с Бутузовой Валентиной Андреевной 1935 г.р. и Медведевой Антониной Ивановной 17.12. 1928 г.р., старожилами этого села. Бабушки нам рассказали, что в и они сами и их мамы носили простые рубахи с юбками из домотканого льняного полотна и длинные сарафаны, а когда появились ситцы, стали шить себе ситцевые платья и костюмы. Обязательно покрывали на голову платок, в будние дни простые светлые, а по праздникам  платки с цветами.
В селе Гусаренки мы встречались с Бычковой Таисией Васильевной 1924 г.р. Она рассказала, что её семья жила очень бедно и носили они одежду из простого домотканого полотна. В селе Кораблёво с первой мы встретились с Ивановой Ольгой Андреевной 1927 г.р. Бабушка, несмотря на свой возраст очень жизнерадостная и застали мы её за работой на огороде. К нам присоединилась и её дочь Иванова Галина Юрьевна 1954 г.р.
        Мы задали им наши вопросы и показали платья и платки из нашего музея. Ольга Андреевна сказала, что сам она таких платьев не носила, но видела, что девушки из семей побогаче носили платья с вышивкой и отделкой. А когда мы достали платки, они обе оживились явно узнав в них такие же, как и сами носили и Галина Юрьевна принесла из дома из сундука похожую на нашу теплую шаль, сказав, что такие у них называли «козликовыми», хоть и не знает почему. Она показала, как их одевали с подворотом надо лбом и закалывали под подбородком. Потом она вынесла ещё черный шелковый платок, с яркой вышивкой цветными шелковыми нитями. Платок очень старенький и ткань уже во многих местах расползлась, но в семье бережно его хранили, так как носила его ещё мама Ольги Андреевны. Оба этих платка они подарили нам в музей.
Разговор получился очень теплый и, Ольга Андреевна с удовольствием стала рассказывать о своих детских годах, о том, как мама кутала её такой теплой шалью, когда она девушкой на Масленицу каталась на санях.  После разговора долго зазывали нас попить с ними чаю.
Потом мы были в гостях у Нефёдовой Надежды Евгеньевны 1934 г.р. Она коренная жительница села и с юности работала мастерицей-строчеей. Дом у неё украшен вышитыми её руками вещами. Она рассказала, что одежду свою она сама украшала вышивкой, владеет и строчевой вышивкой, вышивает и крестиком и гладью. Семья жила довольно бедно и одежду они носили самую простую.
Надежда Евгеньевна передала в музей шаль своей мамы Рыжовой Ольги Афанасьевны урожденной деревни Асташково Кондауровского сельсовета и вышитую своими руками ещё в девичестве салфетку. Удивительно, но с изнаночной стороны салфетки нет ни одного узелка или обрывка нити, что говорит о высоком мастерстве хозяйки.
Ещё в селе Кораблёво,  мы были у Ивановой Нины Андреевны 1932 г.р.  Посмотрев наши платья она сказала, что не помнит, чтобы такие носили у них, зато платки узнала и вынесла два платка своей мамы Заплотиной Екатерины Михайловны 1895 г.р. Большой черный ажурный плетеный на коклюшках платок и такую же косынку с очень длинными краями. Эти платки её мама одевала, когда ходила в церковь. В остальное время их убирали в сундук. Платки очень старенькие и местами порвались. Нина Андреевна подарила оба платка нам в музей.
В следующем селе Дубново мы встретились с Осокиной Еленой Евсеевной  1928 г.р. и Мальковой Валентиной Васильевной 1929 г.р. Обе бабушки сказали, что видели похожие платья в своем селе. Девушки из зажиточных семей украшали свои платья и вышивкой и оборками из покупного материала. Сами они такие платья не носили. На голове носили только платки, легкие ситцевые летом и теплые шерстяные зимой. Нашу коричневую шерстяную шаль они узнали, а Елена Евсеевна и до сих пор такую носит в холода.
Дальше наш путь лежал в поселение Сеготь. Нас приветливо встретила главный специалист администрации сельского поселения Ирина Геннадьевна и предложила нам поехать в село Петрово. Это село славиться своими долгожителями и у них есть школьный музей. Нас ждали и к дому Фомичёвой Зинаиды Ивановны 1934 г.р.  подошли Рукавишникова Валентина Ивановна 1932 г.р. и Голубева Антонина Николаевна 1941 г.р.
Мы показали бабушкам нашу музейную одежду и они тут же откликнулись рассказами о своей молодости. Антонина Николаевна увидев на платье вышивку гладью сказала, что это именно Пучежская вышивка, так в этих местах многие вышивали, такой узор и такие цветами.
Валентина Ивановна сказала, что белые рубахи подобного типа её мама носила с юбкой и сарафаном и она недавно отдала этот сарафан в школьный музей. На голову обязательно покрывали платок. Тонкие платки завязывали на узел, а шали закалывали под подбородком булавкой или брошью.
Мужчины рубахи носили на выпуск и обязательно подпоясывали поясом. Мужские пояса были простыми, одноцветными, кручеными - скручивали  их из двух толстых веревок. Бабушки стали рассказывать, что в этих местах издавна и помногу выращивали лён и они с детства помогали взрослым выращивать и обрабатывать лен. У родителей в домах стояли ткацкие станы, на которых и ткали льняные полотна. Зинаида Ивановна достала из сарая скально на деревянной подставке, и показала как крутили льняные нити. Дальше бабушки рассказали, что полотна отбеливали, запаривая их в чанах с золой и потом расстилали на улице на снежный наст, под весенние солнечные лучи. Полотна получались мягкими и белыми. Льняное полотно окрашивали чаще всего в коричневые цвета в отваре ольховых шишек. Для темного цвета отвар делали более густым и насыщенным.
Мы поблагодарили всех за рассказы и по пути в следующий дом зашли в библиотеку, где были выставлены деревянные орудия для обработки льна. К сожалению, сохранилось очень немного инструментов и они не дают полного представления, как с их помощью обрабатывали лен. Далее мы подошли к дому Котриковой Зои Васильевны 1940 г.р. Это была настоящая удача, потому, что женщина оказалась очень интересным собеседником.                   
Она бережно хранит свою родословную и много нам рассказала из истории своей семьи. Её мама  Большакова Любовь Георгиевна 1897 г.р. родом из Костромской области, села Облёзово, Сокольского района, что на другом берегу Волги, вышла замуж за Большакова Василия Ивановича 1894 г.р. жителя села Белово, Дьяконовской волости, Юрьевецкого уезда, Пучежского района. Ещё до свадьбы мама готовила себе приданное, которое до сих пор сохранилось.
И Зоя Васильевна передала в наш музей вещи из приданного своей мамы – утеплённую стеганую коцавейку, пальто из черного драпа, плюшевую шубку, «козелковую» шаль, плетеную на коклюшках черную косынку, блузу типа «казачёк» из черного сатина и наряд: юбку из темно-зеленого шерстяного полотна и блузку со светлым плетеным тонким воротничком. По рассказам Зои Васильевны, все эти вещи обязательно входили в приданное невесты той поры.                                      
Когда мы показали нашу теплую шаль Зоя Васильевна узнала её и сказала, что такие платки у них называли «козеневый».    
В конце разговора Зоя Васильевна сказал, что очень рада, что вещи её семьи попали в музей и не пропадут бесследно. Мы поблагодарили хозяйку за рассказ и подарки.     
Все видеозаписи разговоров и  вещи мы привезли в музей Заповедника.
© Музей-Заповедник народного быта
pismo@zapovednik.ws
Cвязаться c нами