Музей
Этносборы
[ [
[ [ [ [ [
[ [ [ [ [ [ [ [ [
[ [
[ [ [ [ [ [ [ [
[ [ [ [
[ [ [
[ [ [
Заметки с этносборов в Карталинском районе Челябинской области
Древность
С точки зрения археологии, Карталинский район примечателен древними поселениями. Здесь обнаружены следы еще палеолита – ледникового периода. Но самые основные археологические открытия – это открытия следов синташтинской культуры в этих местах.   
Синташта – название реки, левого притока Тобола, на берегу которой  в конце 20 века были обнаружено укрепленное поселение, могильник – захоронение людей, в основном, мужчин с лошадьми в бегущей позе и еще несколько памятников археологии. Именем реки и было названо это поселение. Время бытования этой культуры ученые датируют XXII—XVII вв. до н. э. В это же время существовал Аркаим – древний жреческий город. По тем вещам, которые были найдены в могильниках – ножи, кони, удила, копья, - ученые делают вывод, что Синташта было воинским поселением. Даже в детских и женских могилах археологи обнаруживают мечи и ножи. 
Глиняный сосуд
(сохранился с каменного века)
        Крестьянский быт
        С конца 19 – начала 20  веков на Южный Урал стали переселяться крестьяне из других областей. Мои пра-прадеды переехали с Курской губернии в Зелаирский район Башкирии – на новые земли в начале 20 века. Там они жили единоличным, а затем коллективным хозяйством. Там поженились мои бабушка и дед. Оттуда уходили на войну и возвращались после Победы мужчины нашего рода. Там родился мой папа и его братья. Оттуда родственники, по решению прадедов, перешли под Карталы, когда образовался, рядом с Полтавкой, совхоз. То есть, при жизни мои старики начинали с нуля дважды поднимать хозяйство. И хозяйства были немалые.  
        В музее мы увидели несколько вещей из крестьянского быта, собранных в округе. Мы рассматривали их и понимали, насколько они были сделаны разумно – чтобы те, кто их использовали, не тратили лишние силы.
        Скажу еще, что помимо переселенцев-курян, под Карталы перешли украинцы, белорусы, остались после войны немцы. Ну, и, конечно, жили там потомки казаков. И потому их быт – это смешение разных культур.
Деревянный половник
Это не просто половник, это – мера. В семье, где он служил, каждому взрослому человеку полагалась одна такая мера. И, говорят, ни у кого не было обид.
        Казаки
       
В 19 веке в степях Южного Урала Оренбургское казачье войско устраивало свою линию – ряд станиц. Одной из станиц была станица Полтавская. Как говорят карталинцы, она называлась Полтавка. До сих пор это имя сохранилось за старой частью Карталов, которые были основаны как станция, а затем город в 1944 году. Полтавка же, как и многие поселения была названа казаками по названиям тех мест, где они бывали. 

       
О музыкальной игре       
        Впервые в жизни я спросила дядю Сашу, как он вообще начал играть на баяне – ведь он рос в деревне, где остро стояла задача выживать. На нее уходили все силы – и взрослых, и детей. И я знаю, что на жизнь хватало только-только.
        Жена дяди Саши – тетя Тамара удивленно на меня посмотрела и сказала: «Так у него ж божий дар». Ее ответ меня как-то пронзил – я даже на какое-то время почувствовала неловкость от своего вопроса. Действительно, как же можно не играть на баяне, если у него божий дар?!  Это так просто. Я бы сказала – по-крестьянски. 
        Вспомнила стариков-целителей – бабу Фому и  Дмитрия Ивановича - из Алапаевского района Свердловской области, с которыми мне довелось встречаться. Они говорили о даре, который дается им для того, чтобы помогать людям. И они в каком-то смысле невольны были не идти стезей целителя. Оба – до конца своей жизни помогали людям.
        А у дяди Саши словно не было выбора идти иначе, как музыкантом.

03.09.2011
Светлана Пигарева,
руководитель Отделения народной культуры
© Музей-Заповедник народного быта
pismo@zapovednik.ws
Cвязаться c нами