Музей
Этносборы
[ [
[ [ [ [ [
[ [ [ [ [ [ [ [ [
[ [
[ [ [ [ [ [ [ [
[ [ [ [
[ [ [
[ [ [
Коми-пермяки
        Коми-пермяков как самостоятельный народ наука открыла относительно недавно – во 2 половине 20 века. До этого времени их называли пермяками. Ученые 19 века, изучавшие Урал называли их иноверцами, подчеркивая их иную, нежели христианскую веру.
        Коми-пермяки – одна из ветвей финно-угорских народов. Точнее, одна из трех ветвей народов коми: помимо коми-пермяков существуют еще коми-зыряне и коми-язьвинцы.               
        Не знаю, как другие коми, но коми-пермяки утверждают свое мифологическое происхождение от древнего народа, именовавшего себя чудью. О чуди упоминается в древних летописях, а в народе передается немало легенд о чудских кладах. Так, широко бытует легенда о золотой дуге, которую чудь схоронила на месте своего городища Курегкар («кар» по коми-пермяцки означает «городище»). И время от времени находятся 
Женщины с травами возвращаются из леса
(День смены травы, 2011 год)
охотники найти эту золотую дугу. Правда, местные жители смеются, говоря, что, если эта дуга и существует, то лежит она так глубоко, что до нее невозможно добраться. Сколько времени прошло с тех времен, когда чудь схоронила свои сокровища, уйдя под землю – на месте Кургекара вырос густой лес.    
        Другая легенда – о том, как чудские вожди, находившиеся в Птичьем городище («курег» означает птицу или курицу), поняв, что им не под силу остановить врага, который шел, захватывая земли Пармы (от этого слова происходит название пермских земель, «парма» - высокое место), в лесах которых жила чудь, приняли решение уйти под землю. Предположительно, врагами этими были монголо-татары. Народ, который не захотел стать плененным, сохранил свою свободу, уйдя под землю.                

    Кстати, уходы под землю – распространенные сюжеты легенд о чуди. В этом году, побывав на старом могильнике (кладбище) у села Борино Кочевского района, мы услышали о двух братьях – Боре и Моке, основателях сел Борино и Зуево, и их женах – Улите и Полите, которые похоронили себя, войдя в глубокую яму и подрубили сваи, которые держали потолок, когда пришли новые времена и новые люди.                
        Уже после экспедиции в 2011 году прочитала эту легенду как о народе «чучкое». В свое время я слышала название «чучки» - мифологическом народе, населявшем сибирские земли. Возможно, это названия других народов, а, может, и так коми-пермяки произносят «чудские» - «чучкие». Говор у коми-перяков «щакающий» и сначала, пока не приноровишься их слышать, некоторые слова воспринимаются на слух с трудом.                              
        Поселения коми-пермяков – и жилые, и уже отживающие – стоят на местах поселений древних людей. По словам Василия Ивановича Гагарина, краеведа, учителя истории, основателя местного Музея этнографии и фольклора, эти поселения появились во времена палеолита. Недалеко от Большекочинского поселения и деревни Борино археологи нашли останки древних животных. А бронзовые предметы пермского звериного стиля в этих местах были найдены в большом количестве.          
 
Светлана Пигарева,
руководитель Отделения народной культуры
© Музей-Заповедник народного быта
pismo@zapovednik.ws
Cвязаться c нами