Отделение народной культуры
[ [ [ [
[ [ [ [ [ [ [ [
[ [ [ [
[ [ [ [
[ [ [ [ [ [ [ [ [ [ [ [
Отделение Народной КультурыЗаповедника народного быта занимается возрождением и сохранением народной культуры русского народа, а так же познанием себя через ее исследование.Наше внимание направлено, прежде всего,
на изучение духовной культуры русского  народа, а так же культур народов, исторически
                                        проживающих с русским народом и вобравших в себя черты его
                                                                                культуры, в первую очередь, русский язык.
О познании себя через изучение своей культуры учеными было заявлено в середине 19 века. Во время зарождения русской этнографии, Николай Иванович Надеждин, один из ее создателей и первый председатель отделения Этнографии Русского Императорского Географического Общества, в своем докладе «Об этнографическом изучении народности русской» ставил перед этнографами основную задачу:
 
«По первым строкам нашего Устава и по самому наименованию Общества, главным предметом занятий наших должна быть Россия. Такое патриотическое сосредоточие нашей деятельности на великом нашем Отечестве, смею думать, продолжится до своего естественного, законного последствия, если я позволю присовокупить теперь: что – следовательно в России, которая в настоящем величии своем сама есть целый огромный мир, главным предметом внимания нашего должно быть то, что делает Россию Россиею; то есть – «человек русский»! …
Дело ведомое, что человеческому любопытству вообще свойственно расположение: пренебрегая тем, что всегда под руками и на глазах, что «свое» - заглядываться на стороннее и чужое, на далекое и отменное от нас, одним словом, на то, что «не наше»… Так бывает везде и всегда: в народах, как и порознь в людях, потребность в самопознании обыкновенно развертывается туго, идет тупо…
А между тем как давно сознано и высказано мудрыми, что основное начало истинной мудрости есть: «узнай самого себя!» Наша народная мудрость, в своей сметливой простоте, знает это «золотое правило» также издавна и выражает еще резче и настойчивее в известной пословице: «знай себя, будет с тебя»»
(Надеждин Н. И. Об этнографическом изучении народности русской //
Записки Русского Географического Общества, 1849, кн. 2, изд.2, с.149-150).
 
По сути, русская этнография должна была стать наукой самопознания как для всего народа, так и для каждого русского человека. К сожалению, и она как дочь естественной науки, пренебрегла изучением того, что народ видел основой Жизни – Душу и ее путь в мире, куда она воплотилась. Этнографы описывали материальную и духовную культуру народа с естественно-научной точки зрения, но никак не с точки зрения Души. И все, что ушло от их взгляда, было не понято и названо суевериями и предрассудками. В итоге таких описаний сложилось понимание народной культуры как культуры темного, невежественного народа. Культура народа, хранившая в себе поколениями накопленный опыт выживания в мире и помощь в прохождении Душой ее пути, стала восприниматься странной и чуждой своими же потомками.
Исчезло понимание обычаев и обрядов, которые веками поддерживали мир и обеспечивали его выживание и лучшую жизнь. Мы стали носителями иной культуры. Чтобы понять культуру своего же народа, надо, прежде всего, увидеть ее глазами того, кто ее создавал и хранил.
Народное мировоззрение помогает увидеть себя не просто телом, заканчивающем свою жизнь со смертью. Тело - лишь та «телега», в которую поселяется Душа, чтобы пройти-прожить свои воплощения для решения Скумы – основной задачи. Так видел народ. И все обряды, которые он создал, были направлены на то, чтобы помочь Душе решить свою Скуму.
Народный образ – Душа – Возница, а тело – телега или повозка, которая движется туда, куда укажет Возница, передавал своим ученикам Сократ. Неслучайно его диалоги в записи Платона стояли на книжной полке в деревенском доме простого крестьянина – потомка мазыков, чьи знания  положены в  основание прикладной науки, преподающейся в Отделении народной психологии Заповедника. По-видимому, мировоззрение Сократа и мировоззрение русского народа были близки, и, возможно, одного корня. То, что для русского народа было важно видение Души и ее пути, свидетельствует и язык, и вся культура в ее многообразии. 
 
Обучение в Отделении народной культуры строится на сочетании знаний этнографии русского и соседствующих с ним народов и народной и культурно – исторической психологий.
Этнографические сведения, которые мы используем, собраны нашими специалистами из фольклорно-этнографических описаний русских и российских исследователей и привезены из полевых экспедиций в разные места нашей страны. Они помогают нашим слушателям глубже узнать культуру народа, познакомиться с его мировоззрением.
Психологическая часть дает понимание и видение народной культуры как хранилища знания о человеке, о его Душе и ее пути. И позволяет применить эти знания в прикладном значении, воссоздавая игры, обряды, народные праздники, осваивая плясы, музыкальную игру и душевное пение, через которые мы можем увидеть проявления Души – как отдельного человека, так и народа. Использование прикладной психологии помогает открыть в себе способности к пению, плясу, игре и овладеть умениями в разнообразных частях народной культуры. 
 
Отделение работает в нескольких направлениях. Обучение которым желающие могут выбрать, тем способом, о котором говорит народ - «к чему душа лежит». Соответственно направлениям исследований названы классы:
-  Народных праздников,
-  Народного пляса,
- «Тимоня» - изучение курского карагода «Тимоня»
-  Народной музыкальной игры,
-  Душевного пения, изучающий традицию пения Верхней Волги,
- «Повивальня», где ведется исследование и возрождение свадебного обряда,
- Устроение народных праздников для начинающих,
-  Мастерская "Скоморошья Артель".
 
Для желающих освоить ремесло полевого этнографа работает класс «Этносборы».
 
 
Обучение в классах Отделения Народной Культуры  ведется на семинарах в Заповеднике и «живых» семинарах и занятиях в городах, сетевых семинарах-симах, видео-занятиях и вебинарах.  О них можно узнать в рассылках Заповедника www.zapovednik.ws и «Сороки» www.soroka.ws.
 
 
Заведующая Отделением Народной Культуры,
С. Пигарева
© Музей-Заповедник народного быта pismo@zapovednik.ws