Восстановление нарядов

        10 июля на Гулянии в Заповеднике народного быта была представлена коллекция востановленных нарядов, бытовавших на территории Ивановской области.

        Наряды были восстановлены Домом Ремесел Заповедника народного быта совместно с Кафедрой дизайна Ивановской Текстильной Академии и Ивановским Государственный историко-краевеческим музеем им. Д.Г. Бурылина.

AutoViewer requires JavaScript and the Flash Player. Get Flash here.

        1. Наряд девочки
        Сарафан

        Ткань – современный лен, на котором вручную выполнен рисунок,  имитирующий старинную набойку. Рисунок взят в Ивановском музее ситца им Бурылина.Крой – собирательный образ.

        Рубаха белая, домотканая
       
Традиционный крой бесполиковой рубахи с зауженными рукавами 

        Пояс тканый на дощечках, сине-бордово-зеленый, шерсть

        Пояс сделан по одной из схематических записей снования дощечек, записанных Г.А. Федоровой во время экспедиций по Гороховецкому краю. (Традиционная культура Гороховецкого края, с.353-354)

        Обутки. Способ изготовления собран в этонографических сборах Общества Русской народной культуры в Свердловской области, с.Деево.

 

        2. Наряд мальчика

        Рубаха из домотканой красно-бело-синей пестряди (в мелкую клетку), лен.
        Традиционный крой  рубахи. Рисунок ткани восстановлен с ивановской мужской рубахи из собрания Музея-заповедника народного быта, г.Иваново.

        Порты
из сине-белой пестряди (в мелкую полоску), лен.
        Собирательный образ, в который вошли традиционный крой нижегородских портов и образец портов из Вязниковского музея Владимирской области.

        Пояс тканый на 8-ми дощечках, шерсть.
        Пояс сделан по одной из схематических записей снования дощечек, записанных Г.А. Федоровой во время экспедиций по Гороховецкому краю. (Традиционная культура Гороховецкого края, с.353-354)

        Обутки. Способ изготовления собран в этонографических сборах Общества Русской народной культуры в Свердловской области, с.Деево.

 

        3. Наряд женский   
   
    За основу образа этого наряда взят костюм крестьянка Судогодского уезда Владимирской губ. конца 19 в. из собрания РЭМ, колл.948. №7. Упоминание об этом костюме было найдено нами и в издании 1893 года, "Систематическое описание коллекции Дашковского этнографического музея", выпущенного по следам первой Всероссийской этнографической выставки, которая прошла в Москве в 1867 году, в главе о Владимирской губернии:

        «№133. Крестьянка Судогодского уезда… Части одежды:… синий сарафан, обшитый пестрыми полосами спереди по разрезу и подолу; на ногах чулки и башмаки; на голове кумачевая кичка с позатыльником, обшитая бисером и голубой лентой... сарафан перетянут по талии разноцветным шерстяным пояском…» (С.69)

        Сарафан косоклинный, распашной, синий, с тесьмой, домотканый лен.
        По образцу сарафана из костюма Судогодского уезда Владимирской губернии конца 19 в. из собрания РЭМ (см.выше).

         «Таким образом, далеко не полный обзор материалов экспедиции Г.С.Масловой показывает, что в конце 19-нач.20вв в Муромском уезде носили, в основном, домотканую одежду, бытовал сарафанный комплекс: Были распространены два типа сарафанов: косоклинный, распашной «китайка», «китаешник»…» (статья М.Г. Уколовой Этнографическая экспедиция Г.С.Масловой 1927 г. (к вопросу о традиционном костюме Муромского уезда), из сборника «Рождественские чтения», Ковров, 1995, с.111)
        Сарафан на подоплеке – домотканый некрашеный лен.

        Рубаха из александрийки –  домотканой красно- желтой пестряди (в мелкую полоску), хлопок.
        Использован еще один крой бесполиковой рубахи из сборника «Традиционная культура Гороховецкого края» и образец женской рубахи из александрийки из собрания Музея ситца, г.Иваново:

        «… Большая ширина ткани позволяла избегать продольного шва сзади на рукаве. Срезанный сзади клин с левого рукава пришивался с переди к правому  рукаву. И наоборот. Та же большая ширина ткани давала возможность пышно сосборивать широкие основания поликов. Рукава стали очень широкими сверху, оставаясь узкими у запястья. Пришивная нижняя часть рубахи делалась из грубого холста, по мере надобности отпарывалась, стиралась и пришивалась вновь. Рукава украшались ручной «строчкой» назад иголку цветными шелками по обтачки горловины, запястью, иногда по шву между спинкой и рукавом сзади….» (С.358)
        Ткань: по описаниям из издания 1876 года «Ремесла и промыслы Шуи» и по образцу рубахи из александрийки из Вязниковского музея Владимирской области (сбор 1927 года).

        Головной убор – кичкообразный волосник и сорока с бисерным позатылнем

        По образцу головного убора костюма Судогодского уезда Владимирской губернии конца 19 в. из собрания РЭМ (см.выше) и по описанию ковровского волосника-кички и сороки из сборника «Традиционная культура Гороховецкого края».Представленный головной убор – ковровский волосник-кичка вместе с надетыми на него сорокой и позатыльником представляют собой кичкообразный головной убор замужних женщин.
        В XIX в. они сосуществовали с кокошниками владимиро-суздальского типа в северной половине Владимирской губернии.В Атласе Владимирской губернии 1784 года упоминается, что:
        «…
женщины .. Вязниковской, Гороховской … округ носят … «кокошники … спереди круглые – назади с двумя рогами …».

        Волосник - нижний головной убор, носили в середине XIX в. в бывшем Ковровском уезде Владимирской губернии под праздничной сорокой. Сорокам и кокошникам предшествовали кичкообразные головные уборы - кичка (кика).
        Федорова Г.А. предполагает на основе своих исследований, что хорошо известный
«кокошник владимиро-суздальского типа мог в свое время развиться на базе волосника (кички), подобного ковровскому, при постепенном наращивании величины «рогов». При всем своеобразии, конструкция волосника в принципе традиционна: как и у других архаических кичек, здесь остается открытым темя (высотная доминанта тела человека, соединяющая его с духовным миром)… Итак, крестьянки     Гороховецкого уезда (за исключением южной части) в XVIII-XIXвв. носили определенное время после свадьбы преимущественно круглые в верхней части кокошники, надетые с наклоном вперед так, что более или менее заостренные нижние части превращались в заостренные «рога». При переходе женщины в категорию жен-матерей эти кокошники постепенно сменялись маленькими кокошниками или сороками, подобными тем, что носили на волосниках ковровского типа.» (С.331-333)

        Пояс плетеный, красно-зелено-белый из шерстяных ниток.

        «Обязательным в крестьянском костюме был пояс. Его носили с рубахами и сарафанами «китайками». Пояса обычно ткали или плели сами». (Статья М.Г. Уколовой Этнографическая экспедиция Г.С.Масловой 1927 г. (к вопросу о традиционном костюме Муромского уезда) из сборника Рождественские чтения, Ковров 1995, с.110).
        Собирательный образ по образцу пояса из костюма Судогодского уезда Владимирской губ.конца 19 в. из собрания РЭМ (см.выше) и по описанию пояса из сборника «Традиционная культура Гороховецкого края». Пояс выполнен в технике  «сложного полутканья».

      
        4.
Наряд женский

        Сарафан-полуплатье из домотканой бордово-желто-синей пестряди (в клетку), лен.
        Собирательный образ, в который вошли сарафан из коллекции Мизоновой Н.Г. и сарафан-полуплатье из коллекции Костромского архитектурно-этнографического и ландшафтного музея-заповедника «Костромская слобода». Ткань отделки  проймы и рукавов со старинным рисунком.
        Рисунок самой ткани восстановлен с этнографического сарафанаконца 19-начала 20 века, собранного в этнографической экспедиции Мизоновой Н.Г. в 80-х годах 20 века в одной из деревень Ивановской области.
       
Рубаха белая, домотканая, по подолу с браным узором «белым по белому», ленИспользован крой бесполиковой рубахи из сборника  «Традиционная культура Гороховецкого края» (М., 2004), статья Федоровой Г.А. «Из истории одежды жителей Гороховецкого уезда»:«… Рукава женских рубах Гороховецкого  и Вязниковского уездов XIXв. резко сужены к запястью. При использовании узкого домотканого холста к средней продольной полосе слитнополикового рукава спереди и сзади пришивалось два клина, полученных из разрезанного по диагонали отрезка холста…рукава с ластовицами вшиваются в разрезы боковых полотнищ… имеют очень широкие горловины (57-61см), собранные «куколками» … Обтачка в этом случае не используется, «куколки» закрепляются тесемкой или узкой подвернутой полоской ткани, подшитой под сборки с изнанки». (С.356-357)
       
Узор по подолу выполнен в технике браного тканья на верхнем цепу «белым по белому». Описание техники взято из того же сборника, статья Федоровой Г.А. «Браное ткачество и строчевышивальные промыслы Гороховецкого уезда и сопредельных территорий».
       
Головной убор - платок
       
Платок Барановский из собрания Музея-заповедника народного быта, г.Иваново. Такие платки с 1846 года производили на мануфактуре купца Карабанова Ивана Федоровича (также получившей название Троице-Александровская мануфактура) около деревни Карабаново Александровского уезда Владимирской губернии.

 

        5. Наряд мужской

        Рубаха белая, из домотканого хлопка с отделкой из пестряди Покрой по образцу рубахи Ивановской обл. из собрания Музея Заповедника
       
Порты на гашнике из домотканой сине-серой пестряди (в полоску), лен.
        Собирательный образ, в который вошли традиционный крой нижегородских портов и образец портов из Вязниковского музея Владимирской области. Ткань соткана по образцу ткани из собрания Музея Заповедника народного быта. Гашник плетеный вручную.

        Пояс праздничный бранный, шерсть.

 

        6. Наряд женский

        Рубаха белая, из домотканого хлопка с отделкой из пестряди
        Покрой по образцу рубахи Ивановской обл. из собрания Музея Заповедника

        Порты на гашнике из домотканой сине-серой пестряди (в полоску), ленСобирательный образ, в который вошли традиционный крой нижегородских портов и образец портов из Вязниковского музея Владимирской области. Ткань соткана по образцу ткани из собрания Музея Заповедника народного быта. Гашник плетеный вручную.

        Пояс праздничный бранный, шерсть

 

        7. Наряд мужской

        Рубаха из красно-белой пестряди (в мелкую клетку), домотканый лен.
        Покрой и ткань по образцу рубахи Ивановской обл. из собрания Музея Заповедника народного быта г. Иваново.
       
Порты из серо-синей пестряди (в полоску), домотканый лен. Собирательный образ, в который вошли традиционный крой нижегородских портов и образец портов из Вязниковского музея Владимирской области. Ткань соткана по образцу ткани из собрания Музея Заповедника народного быта г.Иваново. Кроме того, в издании 1893 года "Систематическое описание коллекции Дашковского этнографического музея", выпущенного по следам первой Всероссийской этнографической выставки, которая прошла в Москве в 1867 году, в главе Владимирская губерния, есть описание портов крестьянина-коробейника (офени) Владимирской губернии:
       
«Части одежды: на теле холщевая белая рубаха и синие полосатые порты. На ногах онучи и сапоги…» (С.69)        
       
Пояс тканый на дощечках, цвета: бордовый и натуральные цвета шерсти. Пояс сделан по одной из схематических записей снования дощечек, записанных Г.А. Федоровой во время экспедиций по Гороховецкому краю. (Традиционная культура Гороховецкого края, с.354)

 

 

        Библиография:

        1. Миллер В.Ф., Систематическое описание коллекций Дашковского этнографического музея, М., 1887-1895. Вып.3, М., 1893, глава «Владимирская губерния», с. 69-71.
        2. Федорова Г.А. статьи: Браное ткачество и строчевышивальные промыслы Гороховецкого уезда и сопредельных территорий; Из истории одежды жителей Гороховецкого уезда…//Традиционная культура Гороховецкого края. Т.1, М, 2004, с.264-359.
        3. Уколова М.Г., Этнографическая экспедиция Г.С.Масловой 1927 г.: к вопросу о традиционном костюме Муромского уезда//Рождественские чтения (материалы конференции), Вып.2, Ковров, 1995, с.109-112.

 

 

© Заповедник народного быта
pismo@zapovednik.ws