05.01.11 В Заповедние прошла встреча гончаров.

К нам приехали три гончара. Три мастера: Малков Андрей из Костромы, Золотов Алексей из Ярославля и Поверин Александр Иванович.

Это очень немало. Во время разговора на Встрече зашел разговор о том сколько гончаров в Москве, сколько в Ярославле. Вы будете удивлены. В Москве три гончара, в Ярославле четыре. Имеются, конечно, в виду мастера. Но все-таки мало.

 

Для тех, кто собирается осваивать гончарное дело, очень полезно посмотреть как работают мастера. А у простых зрителей работа гончаров вызывает восхищение.

Малков Андрей – гончар из Костромы. Мастер производственного обучения Костромского государственного университета.

Андрей для того чтобы опробовать круг и глину выкрутил вот такой кувшин. Это традиционный русский кувшин. Высотой сантиметров тридцать пять. Просто великолепная работа.

 

 

 

 

К сожалению, фотография не может передать всей красоты этой работы.

 

 

 

 

Мне трудно описать, как работает Андрей за кругом, но то, как он крутил в зале на многих произвело впечатление. Изделия под его руками вырастают как-то сразу и просто.

На фотографии слева – знаменитая кубышка, в которую прятали деньги. Справа горшок с отверстием. Использовался для переноски огня.

Игрушки и кувшины его работы продавались у нас в Лавке. И, по-моему, все быстро раскупили.

 

Следующее изделие работы мастера Александра Ивановича Поверина. Александр Иванович преподаватель Московского института культуры и искусства, автор книг по гончарному делу. Один из самых известных гончаров в России.

Изделие, которое вы видите на фотографии называется солило. В таких блюдах подавали к столу соления. Это очень непростое для изготовления изделие. Из-за большого размера такое блюдо может в любой миг, как говорят гончары, разложиться на круге. Мы даже не снимали это изделие с круга, а так вместе с солилом и отнесли в мастерскую. Дали ему немного подсохнуть, а уже потом срезали и сняли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Еще две работы Александра Ивановича справа: правая – кацея. Внутрь ставится свеча и такой светильник, защищенный от ветра, не гаснет. Такой подсвечник ставили в изголовье умершему. Слева тоже обрядовый светильник в виде горшка с четырьмя поставками для свечей.

 

И наконец работы мастера из Ярославля, потомственного гончара Золотова Алексея. Именно у него я учился гончарному делу.

Я думаю, многим запомнился рассказ Алексея как он стал гончаром. Он работал в Суздале реставратором. И вот в тяжелые девяностые годы, когда ни работы, ни зарплаты не было, Алексей нашел на улице гончарный круг. Это и решило его судьбу.

 

Изделие справа на переднем плане – это масляный светильник. Сделан он таким образом, что масло из него не проливается, даже если светильник опрокинется.

Слева традиционный подсвечник. Выкрутил Алексей его мастерски. Я бы сказал виртуозно. По-русски говоря легко и красиво.

© Заповедник народного быта
pismo@zapovednik.ws