Отделение народной культуры
Народные праздники
[ [ [ [
[ [ [ [ [ [ [ [
[ [ [ [
[ [ [ [
[ [ [ [ [ [ [ [ [ [ [ [

AutoViewer requires JavaScript and the Flash Player. Get Flash here.

Наше гулянье было посвящено отыгрыванию Проводов Зимы и Встрече Весны. В народе проводы Старого-встреча Нового – всегда единое действо, так как, по мнению народа, для того, чтобы Жизнь продолжалась, Старое должно умереть, дав жизнь Новому.Для того, чтобы пришла в мир Весна, надо помочь Зиме покинуть этот мир, а Весну закликать, чтобы она услышала зов тех, кто ее ждет.
С точки зрения этнографии, мы отгуливали Встречу Весны. Точнее – даже еще не встречу, а само Состязание Зимы и Весны. И, кто помнит, Зима не собиралась уступать свое место – даже снежную крепость нам пришлось брать дважды, прежде чем мы смогли ее растоптать.
О состязании как обрядовой части праздника пишет Татьяна Алексеевна Агапкина, современный исследователь обрядов народного календаря,  в своем труде «Мифопоэтические основы славянского народного календаря. Весеннее-летний цикл» пишет:
        « … именно в праздничное время, в момент снятия социальных и этических запретов, когда ненадолго воцарялось «перевернутое» состояние бытия,  между отдельными группами традиционного сообщества (мужчинами и женщинами, старшими и младшими, сильными и слабыми, соседями и др.) возникало условное состояние противоборства, которое и реализовалось в разных по форме и содержанию поединках, зачастую (во всяком случае – по данным XIX-XX вв.) имевших состязательно-соревновательный характер. Надо также иметь ввиду, что, поскольку ритуальный поединок является приметой праздника вообще (а новолетья – лишь в первую очередь), отдельные его формы можно встретить не только в святочных и ранневесенних праздниках (обычаях и календарных текстах), но и также в пасхальных, юрьевских, троицких и купальских».
(Агапкина Т.А., 144)
Татьяна Алексеевна упоминает различные виды состязаний: кулачные бои, взаимное хлестание вербовыми ветками, битье пасхальными яйцами, поединки ряженых, соперничество между улицами при зажигании обрядовых костров, словесные пикировки, конские бега… Эти состязания мы и отыгрывали. Чтобы состязания не вызывали состояние озверения, есть такой ход; сразу определяется – кто бьется за Весну, а кто – за Зиму. Конечно, Весна должна победить. 
Мы начали с состязаний-кричалок. И описано в этнографии, и рассказывали нам старики о том, что на место празднования шли со всего села несколькими ватагами – с песнями, и они кричали так, что было слышно на другом конце. Это обрядовое действо перешло в десткие игры-кричалки, когда под управлением водящего несколько ватаг кричит свою кричалку – «кидай веники на баню», « пей чай с сухарями» и так далее.
Обе ватаги перекрикивались, узнавая, кто зачем идет в Заречье, ватага Весны (справа на фотографиях), конечно же, хвалилась тем, что изгонит Зиму, на что ватага Зимы (слева на фотографиях) кричала, что у них ничего не получится.
Так завязалось состязание, которое вылилось в игру, где мы кричали про веники и бревна…
После того, как мы прокричались, скоморохи вытащили канат и вновь Весна и Зима принялись бороться. Кто победил?...
Проверка невест
Весной проводились ярмарки невест – и начиная с Масленицы невесты начинали заявлять о себе, о своем намерении выйти замуж. В нашем народе прижилась игра, в которой определяется, у кого из невест больше охоты  - у кого – больше – та первой и замуж пойдет.
Играется она так: парень – жених берет корзину или миску ( у нас была кастрюля) с вареными крашеными яйцами и при поддержке самого плодородного мужика начинает бросать яйца стоящим напротив него девчонкам-невестам. Невесты должны ловить яйца в подолы своих рубах или в передники. После того, как все яйца парень побросает, невесты объявляют народу, сколько яиц они сумели поймать. На нашем гуляньи девчонки-невесты проявили свою охоту. И, хотя, у них была «победительница», я не сомневаюсь, что сватов им всем уже можно засылать.
 
Жаворонки
По заведенному нами обычаю Весну мы кликаем, выпекая тех жаворонков, про которых мы узнали в этнографических экспедициях.
В этот раз пекли жаворонков сразу в двух местах – в Заповеднике и на Урале.
Жаворонков украсили и развесили по деревьям.
Спасибо всем, кто помогал нам в этом необходимом для заклика обряде.
Лепить из теста птиц, развешивать их по деревьям, бросать на крыши, оставлять на пригорках, дарить своим близким  - обычай древний. Дошел он до нас с тех времен, когда люди знали, как обратиться к Весне, к птицам, которые принесут весну.
Мы печем жаворонков несколько лет, повторяя то, как обучала нас некрасовская казачка тетя Сима,  дядя Витя и бабушки-озорницы из села Шутилово Нижегородской области. Таких же лепили русские пермяки.
Некоторых жаворонков мы знали с детства – такие были известны по всей стране.
Жаворонков должно быть много – чтобы в каждый дом пришла Весна.
Так же мы настряпали еще печенье, которое нам показали в селе Шутилово – «кресты». Такое печенье в Шутилово готовилось в Средокрестие – на середину или, как говорят, на перелом поста. Оно печется в виде креста, а в середину кладется «знак судьбы» - монетка – для богатства, изюмина – для плодородия, перец – для огонька в душе, чеснок – для здоровья. Кому досталась нить – это значит, что Судьба в этом году или измениться, или подтолкнет сделать что-то важное.
Стенка
Основным Масленичным обрядом народ считал стеночный бой, в котором должна победить Весна, Жизнь. Стеночные бои почитались на Руси и в наших гуляньях они занимают постоянное место.
Нынешняя стенка несколько отличалась от тех, которые проводили в Заповедных гуляниях раньше. Как полагается, стеношный бой начинается с набора двух ватаг, которые будут биться за победу Весны. Вот – одна ватага. Это ватага Зимы.
Противник их оказался… самым настоящим противником. Неожиданным и жаждущим боя… Конечно же, эта ватага билась за победу Весны.
Первыми проверять боеспособность противника Зимы ринулись скоморохи, а после того, как скоморохи проверили, что пройти сквозь стенку непросто,а тем более – выдернуть из заднего ряда стенки девчонку, готовность противника проверил стеношный атаман самолично. Проверял для того, чтобы обучить девчонок не подыгрывать - ведь наш стеночный бой велся в любках. И здесь, подыгрывая, теряешь ту радость, которая естественно возникает при любошных забавах. Намерение было настоящим.  
Основная задача Женской стенки была в том, чтобы нанести противнику удар самым неожиданным для него способом. Каким? Конечно, тыловым – там, где у женщин – самое сильное место. По команде «сход» мы шли навстречу мужской стенке, и внезапно – по команде мы  повернулись спиной к ватаге Зимы и двинулись на нее. Стенка Зимы отпрянула. И так было трижды. Трижды Весна побеждала. А затем представители из стенки Зимы пробовали пройти сквозь «весеннюю» стенку. Конечно же, проходили не просто так – а пытались вытянуть девчонку, стоявшую за стенкой Весны, обузивая (от слова «обузить»)части стенки с двух сторон от места, где намеревались пройти и вытягивая девчонку в появившийся «ход».
После стеношных боев были пляски, а затем соломенный женишок с Масленицей и девчонки заняли боевую позицию в снежной крепости, а все мужчины – начиная с самых маленьких – начали подготовку к взятию последнего оплота Зимы.
        Взятие снежного городка
        Взятие снежного городка или снежной крепости – вершина масленичных гуляний. У нас, правда, оказалось таких вершин – две. Дважды мы брали снежную крепость – и она пала.Спасибо тем, кто продумал и построил нам крепость. Это была действительно крепость – ее нелегко было взять.Соломенный женишок и девчонки защищали крепость, отражая набеги ватаги Весны градом снежков.
 
Солома
На нашем Гуляньи мы развернулись в отыгрывании обрядов с соломой.
По данным Александра   Васильевича   Черных, исследователя праздничной культуры русских в Пермском крае, солома была широко распространена в весенней обрядности. Его описания североуральских обычаев мы и взяли за основу обрядов с использованием соломы.Солому наши предки видели оберегом от болезней и напастей – по-видимому, из-за ее солнечного цвета. Действительно, на солнце солома – просто золотая.
На Масленицу солому стлали в сани и корыта, в которых съезжали с гор, из соломы делали чучело Масленицы, по соломе валялись и катались, в конце празднеств ее сжигали в костре. Благодаря директору Заповедника у нас появилась возможность отыграть некоторые обряды с соломой и просто наваляться в ней. Наблюдая за тем, с каким наслаждением народ валялся в стоге соломы, я думала о том, что мало остается мест, где есть возможность от души наваляться в соломе – и детям, и взрослым, и всем вместе. А у нас в Заповеднике такая возможность была. Расскажу об обрядах.  Прежде всего, мы сделали Масленицу из соломы.
Думаю, что не каждому из наших современников довелось увидеть соломенную масленицу, а ведь раньше масленицу часто изготавливали из соломы. Носил ее и охранял «соломенный женишок» - персонаж ряженых. Соломенными назывались те, у кого не ладилось с семейной жизнью – не могли долго найти себе избранника или избранницу или бобылей и бобылок, разведенных или вдовушек, у которых не получалось второй раз выйти замуж, а кое-где соломенными назывались и замужние-женатые – но у кого тоже не ладно было в жизни.
Предположу, что название «соломенный» отражает способ горения соломы – где огня из-за дыма почти не видно. Хотя, я могу ошибаться.
В весенние праздники, особенно в Масленицу, некоторых обряжали в соломенные шляпы или обвязывали их соломой – для очищения, играли с ними, смеялись. Молодых катали по соломе или, если ставили качели – заставляли прыгать в солому – чтобы у них было счастье, а тех, кто засиживался в девках – сваливали в кучу соломы и они там лежали – набираясь сил.
Пока у нас нет таких качелей, чтобы с них прыгать в солому, и мы решили устроить летания с приземлением в солому.  
После того, как все девчонки налетались, мы собрали солому, по которой катались и валялись и вместе с Масленицей понесли к костру. Оказалось, солома очень сильно дымит. Дым этот застлал все пространство вокруг костра.
Сквозь дым стало видно солнце. Весна начала брать свое!
Светлана Пигарева
руководитель Отделения народной культуры Заповедника
© Музей-Заповедник народного быта
pismo@zapovednik.ws